Молдова – Terra Incognita

english | russian | deutsch
 
 
Молдова - Terra Incognita
Иностранцы о Молдове
Свободная зона
Форум
Наши проекты
Фотогалерея
Полезная информация
Cсылки
О нас
 
 
Наброски нашего времени
*
Быт и нравы антропологов
*
Текст как апельсин
*
Обучение археологии в Петербурге: традиции и проблемы (I).
*
Обучение археологии в Петербурге: традиции и проблемы (II).
*
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ 2000 (I)
*
Гуманистический манифест 2000 (II)
*
Стратегия политологии или С чего начинается политика? часть 1.
*
Стратегия политологии или С чего начинается политика? часть 2.
*
Стратегия политологии или С чего начинается политика? часть 3.
*
Современные теории и методы исследования традиционного жилища. Часть 1.
*
Современные теории и методы исследования традиционного жилища. Часть 2.
*
Кривые зеркала мальтузианских ловушек. Аннотация.
*
Исследовательский Комитет Социальные трансформации и социология развития
Рифмы звонкая капель...
*
Осень
*
Очертания сердца
*
Ты ушел...
*
Дева-Любовь
*
Поле
*
27 июля
*
Весною
*
Алый плющ
*
Живой
*
Страх
*
Вода
*
Дождь
*
Зеленая ива
*
Последняя опора
*
От Марка
*
А где-то в Азии чума
*
Осенняя любовь
*
Кукует кукушка
*
Запах весны.
*
Молдова
*
Смысл жизни
*
Дьявол-искуситель
*
Осенняя сирень
*
И. Д.
*
Твои глаза
*
Такие пирожки
*
Нье пада листа
И не только Молдова
*
Столпотворение нашего времени: между Ницше и христианством.
*
Предания клана Шоу Дао и происхождение даосизма (I)
*
Предания клана Шоу Дао и происхождение даосизма (III).
*
Предания клана Шоу Дао и происхождение даосизма (II).
*
Охотники на северного оленя: палеолитическая стоянка Рашков VIII
*
Вербальные условия раппорта
*
Российские архетипы власти и «ближневосточный деспотизм».
*
Миграции индоевропейцев и происхождение даосизма (I)
*
Миграции индоевропейцев и происхождение даосизма (II).
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл.2
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 4
*
«Сжимающие змей» в древнекитайской традиции и индоевропейцы.
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 3
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 1
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 5
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 6
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 7
*
Ветер и поток в теоретической археологии
*
Спор Хора и Сета и возникновение Раннего Царства Древнего Египта: Юг или Север
*
Китайский сюжет о Юе и его параллели.
*
Прародина сино-кавказской языковой общности: проблема локализации
*
Стрелок И и миф о сбивании солнц
*
Концепция «структурно-демографических циклов» Дж. Голдстоуна и ресурсные кризисы.
*
Етноніми як база творення українських флорономенів. 1.
*
Етноніми як база творення українських флорономенів. 2.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 1.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 2.
*
Етноніми як база творення українських флорономенів. 3.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 3.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 4.
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч.1
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 2
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 3
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 4
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 5
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 6
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 7
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 8
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 9
*
Спор о древненовгородском диалекте: взгляд археолога.
*
R и Q гаплогруппы Y-хромосомы и прасеверокавказский субстрат праиндоевропейцев. Письмо-Приложение.
*
Гаплогруппы Y-хромосомы и восточноевразийская гипотеза дене-кавказской прародины. Ч. 1.
*
Гаплогруппы Y-хромосомы и восточноевразийская гипотеза дене-кавказской прародины. Ч. 2.
*
Данные этногеномики и дене-кавказская прародина: анонс монографии.
Наш человек в Китае
*
Huo Guo
*
Саша Алексеев - наш человек в Китае!
Древняя культура Папалыги
*
Древняя культура Папалыги. Глава 5: Энеолит
*
Древняя культура Папалыги. Глава 6: Еще об энеолите, но уже и о Триполье
*
Древняя культура Папалыги. Глава 13: О наиболее ранних фракийцах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 12: Долой старомодную Бронзу!
*
Древняя культура Папалыги. Глава 10: О катакомбниках, многоваликах и других бронзовичках
*
Древняя культура Папалыги. Глава 17: О милых и безобидных скифах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 8: Трагический переход от энеолита к эпохе бронзы
*
Древняя культура Папалыги. Глава 16: О настоящих гетах
*
Древняя культура Папалыги. От издателей
*
Древняя культура Папалыги. Глава 1: Зарождение человеческой жизни на Папалыге.
*
Древняя культура Папалыги. Глава 2: Об орудьях и средних размерах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 3: О Неолитической революции
*
Древняя культура Папалыги. Глава 4: Еще немного о Неолитической революции
*
Древняя культура Папалыги. Глава 7: Какая эра наша!?
*
Древняя культура Папалыги. Глава 9: О патриархальных бронзовых обществах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 11: О мастерах-литейщиках и поздних бронзовичках
*
Древняя культура Папалыги. Глава 14: О древнейших из авторов
*
Древняя культура Папалыги. Глава 15: Загадочные киммерийцы
Антропология и боевые искусства
*
Антропология и боевые искусства
*
Ци-гун Шоу Дао и биофизика.
 
Древняя культура Папалыги. Глава 17: О милых и безобидных скифах

Когда мы говорили о фракийцах  и о “самых честных” среди них -  гетах, мы отметили, что их изрядно беспокоили степные соседи - скифы. поговорим о них.

Скифы были достаточно беспокойный народ, не сидевший на месте, не сидевший сложа руки, не сидевший поджав ноги и доставлявший беспокойство разной степени сложности всему тогдашнему спокойному, сидевшему на месте, культурному миру.  Наибольшее беспокойство они доставили царству Урарту, от которого камня на камне не оставили.  Неплохо повеселились они и в  древних государствах Передней Азии, показав, что цивилизация, независимо от ее высоты, только “тогда что-нибудь стоит, когда умеет защищаться”.

Но в большей мере они докучали  знаменитому персидскому царю Дарию. Мы о нем вспоминали в прошлый раз в связи с тем, что он покорил гетов.  Гетов Дарий покорил, потому что он привык всех покорять, а вот со скифами у него вышла  промашка, изменил своей привычке.

Дело было в 512 гг. до нашей эры  в безводных степях Папалыги, хотя до этого все развивалось вполне нормально. Скифы совершили легкий военный набег на Мидию, провинцию Персии, даже не набег, а так, легкую конную пробежку. Вернулись, конечно, не с пустыми руками, чего порожняком обратно ходить. Дарий решил отмстить неразумным докучливым скифам и вторгся на их территорию.  Но скифы были большие знатоки отступления. Такое впечатление, что они прослушали воспоминания Коленкура об отступлении русской армии перед натиском полководческого гения Наполеона в 1812 году. Не принимая большого сражения, скифы уходили от войска Дария все дальше и дальше в глубь и вширь степей, вскоре персы и вовсе потеряли их из виду.

В результате персы дошли до восточной окраины Папалыги, но с врагом им сразиться так и не удалось. Скифы, как будто, сквозь землю провалились. Так как скифы не появлялись, а пить хотелось, то персы ощутили бессмысленность похода и фактически признали себя побежденными, возвращаясь обратно ни с чем. Но на этом все дело не кончилось.

Как только Дарий, проклиная исчезнувших скифов, покинул Папалыгу, скифы объявились, свеженькие и крепенькие как малосольные огурчики, и тут же совершили поход во Фракию. Целью похода было отомстить Дарию за его вторжение на Папалыгу и отучить его же от подобных вылазок. Дарий отучился и больше к скифам с дружбой и войной не лез

Сами скифы лезли к своим соседям фракийцам когда надо и не надо. Особенно был поучительным следующий случай.

Скифский царь Скил, которому до смерти надоели скифские обычаи, их нарушил и бежал во Фракию. Это по одной версии, он  нарушил обычаи предков, а по другой - он бежал, прихватив всю наличную кассу, то есть, грубо говоря, царскую казну.  Поскольку Скил захватил с собой кассу, его приютил фракийский царь Ситалк.

Этот Ситалк был еще тот фрукт.  От него сбежал его родной брат, причем ни куда-нибудь, а прямо к волку в пасть - к разгневанным по причине бегства Скила скифам. Стремясь достать Скила, чего бы им это не стоило, скифы напали на фракийцев. Ситалк, самый хитрый из фракийцев, сделал ход конем, затем слез с коня и предложил скифам обменять Скила на своего, скрывающегося у них, брата.

Простодушные и кровожадные скифы согласились на эти условия. Коварный Ситалк убил одним выстрелом сразу трех зайцев: вновь встретился со своим любимым единоутробным братом, избавился от непрошеного гостя Скила и прослыл жутким миротворцем. На Папалыге, действительно, на какое-то время воцарился мир.

Если скифы сами ни на кого не нападали, так нападали удивленные противники, удивленные, как это скифы ни на кого не нападают.  Когда знаменитый на весь цивилизованный мир Александр Македонский отправился в свой знаменитый на весь цивилизованный мир восточный поход, он попросил своего знаменитого полководца и наместника во Фракии Зопириона прощупать скифские тылы, а также захватить любимый скифами греческий город Ольвию. Ольвию Зопирион не захватил по причине недружелюбия местных греков, а сам он на обратном пути погиб вместе со своим войском от  рук  объединившихся в этот веселый час скифов и гетов. 

Откуда взялись скифы на Папалыге, неизвестно. По-видимому, пришли. Ученые считают, что вопрос о происхождении скифов остается открытым. И никто закрыть его даже на минуту не может. Дело в том, что одни и те же древние авторы  то говорят, что скифы пришли с востока, то говорят, что они отсюда никогда и не уходили, что, мол, они - местные на Папалыге.  Некоторые наши современники убеждены, что скифы - это, на самом деле, бывшие киммерийцы, о которых мы вспоминали недавно.

Скифы, сами по себе, тоже разными были. Одни называли себя царскими, а всех других скифов считали своими рабами. Другие были просто кочевники. Третьи  были земледельцами. Четвертые называли себя пахарями. Пятые себя никак не называли. Шестые называли себя неврами.  То есть, никакой системы.  И каждый из этих народов относил себя к скифам и придумывал себе красивую и героическую  историю своего появления на Папалыге.  Царские скифы считали, что они - запретный плод страстной любви знаменитого своими двенадцатью подвигами Геракла и змееногой богини.

В результате этого тринадцатого подвига и появились скифы-кочевники царских кровей, претендующие на  господство над остальными. Зато у скифов, отдававших себя и своих близких еще при жизни земле, была другая история, не менее завлекательная. Эти не были плодом божественной любви. Они родились обычным человеческим путем, но зато им с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша.  В благодарность за то, что эти тяжелые предметы при падении никого не убили, скифы расценили их появление как знак того, что им нужно землю пахать и заниматься земледелием.

А вот с неврами совсем запутанная история.  Они были очень нервными, раз в год превращались в волков и однажды в результате действия коллективного невроза покинули Папалыгу, испугавшись нашествия змей, которое им, скорее всего, приснилось, когда их что-то длинное, горизонтальное и ядовитое покусало.

Но легенды легендами, а научная мысль идет своим непроторенным   и не на что не похожим путем.  В науке есть мнение, что далеко на востоке, в степях Монгольщины, работал “генератор народов”. Места для жизни там были хорошими, но этого места там было все-таки мало.  В период перенаселения этих благодатных мест “генератор” срабатывал на выброс, и очередная порция народов быстренько двигалась на запад в поисках лучшей доли.

Сработал “монгольский генератор” и в VII веке до нашей эры, пустив скифскую волну. Скифов носило по всей Азии, пока не выбросило к Передней. Здесь они славно повоевали, привыкли грабить и жить ни в чем себе не отказывая, пока  в начале VI века передние азиаты не выгнали их вон. Так они и появились  на Папалыге.  Дошли, вернее, доехали до Папалыги только конные скифы, то есть кочевники.

Оказавшись на новом месте, скифы-кочевники    быстренько сделали два дела: во-первых,  они сделали все возможное, чтобы местные земледельцы почувствовали себя настоящими скифами, не на конях, конечно, а в душе и мыслях; а во-вторых, стали себя скромно именовать царскими, чтобы отличаться от новоявленных скифов-земледельцев.

У этой теории генераторного происхождения скифов на Папалыге есть и немало  противников. Их аргумент: “генератор народов” -  не вечный двигатель, но все же, почему после нашествия монголов, он нам так ничего и не принес. Мы же говорим: “Слава Богу, что не принес” и переходим к другому вопросу - Как они, то есть скифы,  выглядели?

Благодаря тому, что от скифов осталось очень много вещей с их изображениями, которые, наверное,  не противоречат  письменным описаниям скифов древними авторами, мы можем очень живо представить, как выглядели при жизни скифы.

Во-первых, они все, включая женщин, носили длинные волосы на прямой пробор. Во-вторых, они все, не включая большинство женщин, носили  длинные окладистые бороды, похожие на те, что носили когда-то  ганзейские купцы в древнем Новгороде или новгородские в древней Ганзе, а теперь носят свободные художники, освободившиеся бродяги и прочие бездельники и творческие ищущие натуры.  Мужчины-скифы или ходили голыми по пояс или носили кожаные куртки, дополняемые снизу широкими шароварами с щегольскими, с золотым шитьем, лампасами. Правда, некоторые молодые скифские стиляги предпочитали брюки в обтяжку. Им вряд ли было удобно ездить верхом, но за красоту и шикарный вид приходилось платить здоровьем и некоторыми неудобствами. На голову скифы одевали шапку-башлык  с острым концом, а на ноги - короткие сапоги. Вся одежда украшалась бляшками, квадратами, ромбиками, орнаментированными в лучших традициях  искусства скифского звериного стиля.

О искусстве скифов можно рассказать много интересного.  Оно было необычным, можно сказать, звериным по форме, но общечеловеческим и гуманным по содержанию.  Почти все предметы скифы украшали фигурками животных. И хотя на некоторых предметах, особенно на ювелирных украшениях, встречаются и люди, искусство скифов все -равно считается выполненным в едином зверином художественном стиле.  На всех предметах одна и та же тема:  какое-нибудь гордое травоядное животное, например, оленя,  лань или лошадь, страстно терзает и грызет хищник, как правило, кошачий: тигр, пантера или лев.

Вся драка, конечно же, изображена в динамике. Тела напряжены, мускулы играют, глаза блестят, пот капает. Иногда какому-нибудь оленю удавалось вырваться из цепких лап хищника, и тогда он во весь опор мчится прочь и несется вдаль. В таких случаях присутствует изображение только несущегося галопом оленя, так как хищник безнадежно отстал, а на его зверской роже, наверняка, царит уныние.

Изредка, на произведениях скифского искусства все же встречаются и люди, как правило, сами скифы.  Широко известна среди искусствоведов, археологов и создателей новоделов в  ювелирном искусстве, скифская  золотая пектораль, найденная  в погребальном сооружении с красивым женственным романтическим названием “Толстая могила”.

Некоторые исследователи считают, что она сделана греками, но это неважно, так как носили ее все равно скифы.  Носили на шее или на груди в зависимости от размера той или другой. В диаметре пектораль была более 30 см, а весила  более килограмма.  Так вот, на ней в центральном месте композиции изображена парочка  импозантных, бородатых, длинноволосых, очень мужественных, скифов, тянущих каждый в свою сторону почти с остервенением шерстяную рубашку. Картинка полна динамики, мускулы напряжены, рубашка вот-вот треснет по шву.  Остервенение скифов вполне понятно, если проанализировать картину  в целом: видимо предстоит голодная зима, а скифы в одних штанах, голые по пояс. Рубашка каждому из них ой, как нужна.

Но вернемся  к одежде скифов.  Помимо  бляшек и нашивок, выполненных в скифском зверином стиле, одежду скифов удачно дополнял набор оружия:  маленький лук, колчан со стрелами с очень характерными скифскими трехгранными наконечниками, короткое копье и еще более короткий меч - знаменитый скифский акинак. Акинак изящно крепился к поясу. Тем, кому  довелось испробовать акинак вплотную, его длина не показалась очень короткой.  Враги скифов  его боялись, а сами скифы ему поклонялись. Они вонзали акинак в кучу хвороста,  совершали  с ним чисто ритуальные грозные действия и безобидные ритуальные убийства. Со временем скифское оружие стало очень популярным и у нескифских народов.

Любопытно хозяйство и быт скифов. Какое было хозяйство, таким был и быт.  Кочевые скифы, в том числе и царские, работали, в  основном, в такой отрасли скифского народного хозяйства, как животноводство. Кто теперь осмелится сказать, что не царское это дело - за скотом ходить! Главной проблемой у кочевников-скифов было найти пастбище, ну, а дальше они все оставляли на самотек, пускали скот в “автономное плавание” и “свободное падение”. Скот целый год подъедался на подножном корму. Зимой первыми шли лошади. Они добывали корм, разбивая и разрыхляя копытами лед и снег. За ними шли стада крупного и мелкого рогатого скота. За этими шли уже и все остальные. Но не свиньи. Свиней скифы не держали.

Поэтому свиньи у скифов уходили куда угодно, но чаще всего к земледельцам. Но не к скифам-земледельцам, а земледельцам других народов.  Скифы земледельцы свиней также не держали. Видимо, у скифов вообще держать свиней было не принято.  Коровы у скифов были низкорослыми, короткорогими и напоминали скифам их любимый и живой акинак, движущийся горизонтально. Лошади у скифов, в большинстве своем, тоже не были крупными, но отличались большой выносливостью. Они столько всего выносили от скифов, что любая другая лошадь давно бы уже перебежала к фракийцам или  ушла за кордон вместе с армией Дария.

Скифы-кочевники почти не имели оседлых поселений, а жили и передвигались таборами.  Мужчины всю жизнь проводили в  седле, а женщины и дети всю свою жизнь проводили в крытых четырех- или шестиколесных повозках. Дома на колесах покрывали шкурами и передвигались благодаря впряженным в них волам.  У скифов было исключительное географическое чутье и чувство пространства. Они чудесно ориентировались в чужих странах. Перекочевки скифы производили только в меридиональном направлении. Военные походы скифов не имели четкой географической направленности. В этом случае в дело вступала интуиция грабителя.

Скифы-земледельцы  были также по-своему интересны.  Про свиней мы сказали, а вот лошадей они любили дико, видимо генетически.  Они выращивали хлеб, который весь съедали греческие города-колонии, а также бобы, чеснок, лук и коноплю.

 Но в отличие от гетов, которые варили пиво, выращивали виноград и поэтому использовали коноплю только  в легкопромышленных целях, скифы  использовали коноплю в парной баньке. Банька топилась по-черному, и скифы для большего удовольствия кидали  коноплю на раскаленные камни.  Видимо, только последним обстоятельством из жизни скифов можно объяснить тот феноменальный факт, что скифы  оказали огромное влияние на все окрестные народы, а  сами  остались невосприимчивы  к их культурам.  Но пока скифы ходили в походы и баловались коноплей, на Папалыге появились новые народы, но об этом уже в следующий раз...


(Продолжение возможно и следует).

Роман Рабинович

Рисунок - Денис Топал