Молдова – Terra Incognita

english | russian | deutsch
 
 
Молдова - Terra Incognita
Иностранцы о Молдове
Свободная зона
Форум
Наши проекты
Фотогалерея
Полезная информация
Cсылки
О нас
 
 
Наброски нашего времени
*
Быт и нравы антропологов
*
Текст как апельсин
*
Обучение археологии в Петербурге: традиции и проблемы (I).
*
Обучение археологии в Петербурге: традиции и проблемы (II).
*
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ 2000 (I)
*
Гуманистический манифест 2000 (II)
*
Стратегия политологии или С чего начинается политика? часть 1.
*
Стратегия политологии или С чего начинается политика? часть 2.
*
Стратегия политологии или С чего начинается политика? часть 3.
*
Современные теории и методы исследования традиционного жилища. Часть 1.
*
Современные теории и методы исследования традиционного жилища. Часть 2.
*
Кривые зеркала мальтузианских ловушек. Аннотация.
*
Исследовательский Комитет Социальные трансформации и социология развития
Рифмы звонкая капель...
*
Осень
*
Очертания сердца
*
Ты ушел...
*
Дева-Любовь
*
Поле
*
27 июля
*
Весною
*
Алый плющ
*
Живой
*
Страх
*
Вода
*
Дождь
*
Зеленая ива
*
Последняя опора
*
От Марка
*
А где-то в Азии чума
*
Осенняя любовь
*
Кукует кукушка
*
Запах весны.
*
Молдова
*
Смысл жизни
*
Дьявол-искуситель
*
Осенняя сирень
*
И. Д.
*
Твои глаза
*
Такие пирожки
*
Нье пада листа
И не только Молдова
*
Столпотворение нашего времени: между Ницше и христианством.
*
Предания клана Шоу Дао и происхождение даосизма (I)
*
Предания клана Шоу Дао и происхождение даосизма (III).
*
Предания клана Шоу Дао и происхождение даосизма (II).
*
Охотники на северного оленя: палеолитическая стоянка Рашков VIII
*
Вербальные условия раппорта
*
Российские архетипы власти и «ближневосточный деспотизм».
*
Миграции индоевропейцев и происхождение даосизма (I)
*
Миграции индоевропейцев и происхождение даосизма (II).
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл.2
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 4
*
«Сжимающие змей» в древнекитайской традиции и индоевропейцы.
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 3
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 1
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 5
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 6
*
Время человека: заметки к демографической теории истории. Гл. 7
*
Ветер и поток в теоретической археологии
*
Спор Хора и Сета и возникновение Раннего Царства Древнего Египта: Юг или Север
*
Китайский сюжет о Юе и его параллели.
*
Прародина сино-кавказской языковой общности: проблема локализации
*
Стрелок И и миф о сбивании солнц
*
Концепция «структурно-демографических циклов» Дж. Голдстоуна и ресурсные кризисы.
*
Етноніми як база творення українських флорономенів. 1.
*
Етноніми як база творення українських флорономенів. 2.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 1.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 2.
*
Етноніми як база творення українських флорономенів. 3.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 3.
*
Гендерні відношення в ботанічній лексиці. 4.
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч.1
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 2
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 3
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 4
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 5
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 6
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 7
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 8
*
Варяго-Русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны (полная версия). Ч. 9
*
Спор о древненовгородском диалекте: взгляд археолога.
*
R и Q гаплогруппы Y-хромосомы и прасеверокавказский субстрат праиндоевропейцев. Письмо-Приложение.
*
Гаплогруппы Y-хромосомы и восточноевразийская гипотеза дене-кавказской прародины. Ч. 1.
*
Гаплогруппы Y-хромосомы и восточноевразийская гипотеза дене-кавказской прародины. Ч. 2.
*
Данные этногеномики и дене-кавказская прародина: анонс монографии.
Наш человек в Китае
*
Huo Guo
*
Саша Алексеев - наш человек в Китае!
Древняя культура Папалыги
*
Древняя культура Папалыги. Глава 5: Энеолит
*
Древняя культура Папалыги. Глава 6: Еще об энеолите, но уже и о Триполье
*
Древняя культура Папалыги. Глава 13: О наиболее ранних фракийцах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 12: Долой старомодную Бронзу!
*
Древняя культура Папалыги. Глава 10: О катакомбниках, многоваликах и других бронзовичках
*
Древняя культура Папалыги. Глава 17: О милых и безобидных скифах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 8: Трагический переход от энеолита к эпохе бронзы
*
Древняя культура Папалыги. Глава 16: О настоящих гетах
*
Древняя культура Папалыги. От издателей
*
Древняя культура Папалыги. Глава 1: Зарождение человеческой жизни на Папалыге.
*
Древняя культура Папалыги. Глава 2: Об орудьях и средних размерах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 3: О Неолитической революции
*
Древняя культура Папалыги. Глава 4: Еще немного о Неолитической революции
*
Древняя культура Папалыги. Глава 7: Какая эра наша!?
*
Древняя культура Папалыги. Глава 9: О патриархальных бронзовых обществах
*
Древняя культура Папалыги. Глава 11: О мастерах-литейщиках и поздних бронзовичках
*
Древняя культура Папалыги. Глава 14: О древнейших из авторов
*
Древняя культура Папалыги. Глава 15: Загадочные киммерийцы
Антропология и боевые искусства
*
Антропология и боевые искусства
*
Ци-гун Шоу Дао и биофизика.
 
Ци-гун Шоу Дао и биофизика.

С огромной благодарностью –
моим наставникам в Шоу Дао.

Сегодня Шоу Дао уже достаточно известно. Путь Спокойных, или Бессмертных – достаточно выразительное название. Для тех же, кто хочет узнать больше, я могу порекомендовать сайт www.shoudao.com.

            Один из центральных и интереснейших постулатов Шоу Дао заключается в главной (или одной из главных) целей этого учения – достижении физического бессмертия. Согласно Шоу Дао, благодаря регулярному и правильному выполнению разработанных в этой школе упражнений ци-гун, достижение физического бессмертия вполне реально. Изречение Шоу гласит буквально следующее: «каждый день по капле наполняется чаша жизни. Каждый день по глотку выпивает из нее смерть. Если капля будет весомее глотка, как смерть сможет выпить чашу жизни?»

            Естественная реакция современного человека на утверждение о возможности бессмертия (тем более, физического) – недоверие. Сегодня это скорее отталкивает, чем притягивает.

            А. Н. Медведев, нынешний патриарх Шоу Дао, первый из европейцев познакомившийся с этим учением, пишет по поводу бессмертия следующее. «Можно верить или не верить в физическое бессмертие. Доказать или опровергнуть это сегодня нельзя.  Но несомненен факт, что ци-гун Шоу Дао продлевает жизнь и молодость и укрепляет здоровье».

            Что ж, абсолютно разумная позиция. Однако, как мне кажется, все же можно кое-что добавить в пользу истинности основного постулата Шоу Дао. И, ниже, не претендуя на то, чтобы кого-либо и  в чем-либо убеждать, попробую привести некоторые интересные факты.

            Хочу заметить – познакомившись в свое время с Шоу Дао, я, как ученый (если не по призванию, то по профессии), отнюдь не был склонен принимать на веру все, что я слышу. Более того, многое мне поначалу казалось неправильным и глупым (особенно в свете опыта занятий кекушинкай). Но чем дальше, тем больше я убеждался в практичности рекомендаций Шоу Дао. И, самое главное – что я имею дело с цельной, внутренне непротиворечивой системой.

            Так неужели, спрашивал я себя, ее основное положение – просто красивая приманка, стимул для учеников?

            В поисках ответа на этот вопрос я обратился к биофизике. И с большим удовольствием наткнулся на работы академика И. А. Аршавского.

            Этот исследователь, а также ряд его коллег и учеников (в частности, М. Н. Кондрашова, открывшая омолаживающий эффект янтарной кислоты и ее активаторов), независимо от Шоу Дао пришли к сходным выводам. А именно – живые существа потенциально бессмертны.

            В работе «Термодинамика открытых систем и проблемы индивидуального развития» И. А. Аршавский и Э. З. Рабинович сформулировали так называемую «негэнтропийную теорию индивидуального развития».Кстати, она серьезно корректирует понимание жизни как явления, в сравнении с точкой зрения Э Шредингера или чрезвычайно популярного сегодня И. Пригожина. Как пишет И. А. Аршавский, «созданная школой И. Пригожина термодинамика необратимых процессов не раскрывает действительной природы живых организмов».

            При создании этой теории И. А. Аршавский и его коллеги отталкивались от теорий, рассматривавших индивидуальное развитие организма как процесс расходования энергии (энтропийный процесс), полученной организмом при рождении (так называемый закон Рубнера). С точки зрений этих теорий, старение начинается уже со стадии зиготы, еще до рождения. И когда вся энергия будет израсходована, наступает смерть. Так, Ганс Селье, развивавший идеи Рубнера, сравнивал живой организм с «заведенными часами».

            То есть, кто больше двигается, и, соответственно - расходует энергии, тот и меньше живет.

            Эксперименты И. А. Аршавского и Э. З. Рабиновича показали, что это не так. Кролики и крысы – животные, ведущие малоподвижный образ жизни в естественной среде. Зайцы и белки – двигаются намного больше. Однако при этом зайцы живут в три раза больше, чем кролики. А белки – в пять раз, чем крысы.

            В ходе экспериментов кроликов и крыс заставляли двигаться больше нормы. Белок и зайцев – меньше. В результате продолжительность жизни первые существенно выросла (у крыс – на 3-6 месяцев, а в некоторых случаях – до 12 месяцев, то есть – в два раза). Вторых же – упала.

            При этом выросли и рабочие возможности подопытных кроликов и крыс. Так, подопытные кролики оказались способны в возрасте 7 месяцев плавать 1,5 часа и более. Обычные – 5-7минут.

            Основной вывод авторов – источником внутренней энергии живого организма служит движение, и шире – работа. Именно работа, а не пища.

            Объясняется это любопытным физиологическим механизмом – расход энергии при работе стимулирует у живых существ химические реакции по синтезу энергии (расход АТФ стимулирует ее синтез). Причем обязательно правило – синтез энергии всегда идет с приращением. Энергии всегда рождается больше, чем потрачено.

            То есть, чем больше ты работаешь (и теряешь энергии), тем больше ты получаешь энергии.

            Правило это, однако, верно до определенного уровня. При чрезмерной работе приращение не покрывает затрат энергии.

            Итак, движение - это жизнь. Пища же – только источник восполнения затрат. Сама по себе, без двигательной активности она не может дать старт избыточному восстановлению.

            И, кстати, при повышении двигательной активности у подопытных животных (крыс) потребность в пище снижалась. Снижалось и суточное потребление кислорода – на 50-60% меньше, чем у контрольных крыс, нормальных.

            Был проведен также эксперимент, когда крыс ограничивали в еде. В результате продолжительность их жизни выросла в 1,5-2 раза. Когда же крыс заставляли и бегать, и недоедать, они при этом… даже набирали вес (на 31% больше, чем те, которые только голодали).

            Развивая эти идеи, М. Н. Кондрашова в работе «Живое состояние с позиций биоэнергетики» попыталась определить «золотую середину» двигательной активности. Это состояние она определяет как «работу ради работы». То есть, процесс образования АТФ активируется, но удерживается от завершения.

            Достигается это, как показали опыты Л. Х. Гаркави и соавторов, методом «малых возмущений» - повторных воздействий на организм очень слабых доз разных раздражителей.

            Здесь сразу же вспоминается правило тайцзи – «малое усилие развивает, среднее тормозит, большое - разрушает».

            Таким образом, здесь биофизика и ци-гун совпадают в своем понимании, как продлить жизнь. Ци-гун – то же дозированное регулярное воздействие на организм с целью отклонить его от точки остановки.

            Дальше, однако, И. А. Аршавский расходится с теорией ци-гун. Хотя он во многих своих работах повторяет: «ни старость, ни тем более смерть в геноме живого существа не закодирована», тем не менее, он полагает старение неизбежным процессом.

            Причиной, на его взгляд, является универсальное для живых организмов правило «соотношения массы и поверхности». Масса организмов в процессе индивидуального развития растет таким образом, что возрастание площади поверхности за ней не успевает. При достижении определенного уровня этого соотношения возникают условия, когда затрудняется выведение из организма кислых продуктов обмена. В результате ДНК теряют свое изначальное бессмертие.

            То есть, чем медленнее растет масса организма, тем больше увеличивается продолжительность жизни. И голодающие крысы это прекрасно показали. Поэтому же и М. Н. Кондрашова предлагает в качестве оптимального режима существования организма ситуацию, когда процесс  образования АТФ активируется, но удерживается от завершения.

            Ясно, однако, что радикально решить противоречие между массой и поверхностью этот метод вряд ли может. Речь идет только о замедлении процесса. Радикальное же решение состоит, по всей видимости, в увеличении выводящей способности поверхности.

            Как это сделать – вопрос. Но если биофизика здесь пасует (надеюсь - пока), то ци-гун Шоу Дао предлагает решение. И здесь проявляется принципиальное отличие Шоу Дао от многих других систем ци-гун.

            Ци-гун Шоу Дао (по крайней мере, на своих ранних этапах) построен на принципе обмена с окружающей средой. Из организма выводятся грязная энергия, и впитывается чистая. То есть, его основная цель – как раз в активизации выводящей способности организма.

            Таким образом, Шоу Дао вполне согласно с Аршавским, что жизнь в процессе существования выбрасывает энтропию в окружающую среду, и стремится к увеличению этого выброса. А не питается энтропией (как полагал Шредингер) или стремится к минимизации процесса производства энтропии (как полагал Пригожин).

            Здесь я умолкаю – я и так сказал больше, чем знаю. Надеюсь, эта статья будет полезна как тем, кто занимается ци-гун, так и изучающим синергетику. Был бы очень рад услышать мнение по поводу затронутых мной проблем как авторитетов ци-гун, так и представителей науки - тех же синергетики или биофизики.

Алексей Романчук.