Молдова – Terra Incognita

english | russian | deutsch
 
 
Молдова - Terra Incognita
Иностранцы о Молдове
Свободная зона
Форум
Наши проекты
Фотогалерея
Полезная информация
Cсылки
О нас
 
 
И с того пошла...
*
Самые храбрые и справедливые
*
Формирование средневекового государства «Цара Молдовей»
*
Молдавский кэлушар и бразильская капоэйра: тайные танцевальные общества средневековой Молдовы
*
Козел, змея и дракон или Рождение фракийцев.
*
Балканские волохи и русские волхвы
*
Две звезды
*
Стефан Великий и господарский совет.
*
Русины Орхейских Кодр: экспедиция 2005 г. в Булаешты.
*
Орфей, Залмоксис и Пифагор
*
Каннеллированный орнамент и датировка культуры Сахарна-Солончень.
*
Памятник культуры Сахарна-Солончень на левобережье Днестра (Рашков-Млыны).
*
Лексические параллели диалекта с. Булаешты и проблема их интерпретации (4).
*
Лексические параллели диалекте с. Булаешты и проблема их интерпретации (I).
*
Лексические параллели диалекта с. Булаешты и проблема их интерпретации (2)
*
Лексические параллели с. Булаешты и проблема их интерпретации (3).
*
Лексические параллели диалекта с. Булаешты и проблема их интерпретации (5)
*
Фруктовницы и хронология раннебасарабьского времени на Среднем Днестре
*
Феномен «кэлушаров» и основные гипотезы его происхождения.
*
Святые покровители церквей Бессарабии (по результатам переписи 1820 года).
*
Проблема локализации летописных уличей по данным письменных источников различных традиций
*
Топоры-кельты, серпы и культуры Резной Керамики раннего гальштата Карпато-Поднестровья. 2
*
Топоним «Волока» и ойконим «Белзены-Булаешты» в контексте ранней истории Молдовы
*
Deep history этнонима фракийцы
*
Белзская земля и ранняя история Молдовы. 1
*
Происхождение Сахарна-Солончень: на пути к продуктивной дискуссии. 1
*
Происхождение Сахарна-Солончень: на пути к продуктивной дискуссии. 2
*
Происхождение Сахарна-Солончень: на пути к продуктивной дискуссии. 3
*
Белзская земля и ранняя история Молдовы. 2
*
Топоры-кельты, серпы и культуры Резной Керамики раннего гальштата Карпато-Поднестровья. 1.
*
Гальштатский горизонт Реуто-Днестровского междуречья с мисками-фруктовницами и проблема его датировки
*
Монография по ранней истории Булаешт. Аннотация.
*
Монография по ранней истории Булаешт. Аннотация. Часть 2.
*
Булаештский говор и его волынские и западнополесские параллели. 1.
*
Булаештский говор и его волынские и западнополесские параллели. 2. Литература.
*
Пропавший город Офиусса.
*
Загадочные толковины: мореходы или переводчики?!
*
Шуточные песни булаештских украинцев: предварительные наблюдения. Часть 1.
*
Шуточные песни булаештских украинцев: предварительные наблюдения. Часть 2.
*
Антропоним Булай и савиры: вопрос о корреляции.
*
Детское пространство в восточнославянском жилище (историографический аспект)
*
Освещение липованского жилища в трудах авторов XIX – XX веков (к постановке проблемы)
*
Старообрядцы Бессарабии XIX – XX вв.: особенности культурных традиций
*
Происхождение Культур Резной и Штампованной Керамики: новые идеи.
*
Имена, прозвища и фамилии булаештских украинцев. Ч.1
*
Имена, прозвища и фамилии булаештских украинцев. Ч. 2
*
Имена, прозвища и фамилии булаештских украинцев. Ч. 3
*
Имена, прозвища и фамилии булаештских украинцев. Ч. 4
*
Имена, прозвища и фамилии булаештских украинцев. Ч. 5
*
Имена, прозвища и фамилии булаештских украинцев. Ч. 6
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.2
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.1
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч. 3
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.4
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.5
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.6
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.7
*
Фонологическая система говора с. Булаешты и ее отражение в транскрипции. Ч.8
*
Булаештские украинцы и гуцулы: новые лексические параллели. 1.
*
Булаештские украинцы и гуцулы: новые лексические параллели. 2.
*
Булаештские украинцы и гуцулы: новые лексические параллели. 3.
*
До характеристики морфологiчної системи українскої говiрки с. Булаєшти Республiки Молдова. Ч. 1
*
До характеристики морфологiчної системи українскої говiрки с. Булаєшти Республiки Молдова. Ч. 2
*
До характеристики морфологiчної системи українскої говiрки с. Булаєшти Республiки Молдова. ч. 3
*
До характеристики морфологiчної системи українскої говiрки с. Булаєшти Республiки Молдова. Ч. 4
*
До характеристики морфологiчної системи українскої говiрки с. Булаєшти Республiки Молдова. Ч. 5
*
Фонетичнi особливостi подiльського говору в мовному потретi українцiв с. Булаєшти Республiки Молдова. Ч. 1
*
Фонетичнi особливостi подiльського говору в мовному потретi українцiв с. Булаєшти Республiки Молдова. Ч. 2
*
Фонетичні особливості подільського говору в мовному портреті українців с. Булаєшти Республіки Молдова. Ч. 3
*
Булаештский говор и рефлексы праславянских сочетаний *tj и *dj. Ч. 1.
*
Булаештский говор и рефлексы праславянских сочетаний *tj и *dj. Ч. 2.
*
Булаештский говор и рефлексы праславянских сочетаний *tj и *dj. Ч. 3.
*
Антропонимическая модель на –й в историческом русском ареале и средневековой Молдове. Аннотация монографии.
Как поживаешь, Молдова?
*
Китай и Молдова: кто построит мост цветов?
*
Молдова в поисках себя
*
Народовластие с повидлом или Что такое демократия.
*
Казус Эрлих: рецензия в вольном стиле
*
Сецессия и ее ингибиторы: конфликты и узлы Балкан. 1
*
Сецессия и ее ингибиторы: конфликты и узлы Балкан. 3
*
Сецессия и ее ингибиторы: конфликты и узлы Балкан. 2
*
Тихий конфликт в Приднестровье.
*
Болгарская модель: секрет стабильности сложных обществ
*
Наука как основное условие качества высшего образования.
*
Река, у которой нам жить….
*
Конкуренты Microsoft живут в Молдове.
*
Молдова – постиндустриальная страна?
*
Догоняющее развитие и магистральные тренды социальной эволюции. 1
*
Догоняющее развитие и магистральные тренды социальной эволюции. 2
*
Догоняющее развитие и магистральные тренды социальной эволюции. 3
*
Молдова без выдумок
*
Новое дыхание Нижнего Днестра.
*
Только ПКРМ!
*
Мюнхен №2 или Молдавский путч по-европейски.
*
Дезинформация Молдовы: как остановить филатовский «brain-washing»?
*
Уздечка для МВФ.
*
Чьи в Молдове примары?
*
А надо ли ПКРМ?
*
Почему Молдове не нужна новая левая партия?
*
Чего не понимают псевдо-реформаторы ПКРМ?
*
Буря в стакане.
*
«Непонятный» Додон?
*
Выборы президента и голос Додона.
*
Зачем Социалистической партии праймериз?
*
«Одномандатная мечта» АЕИ: мифы и реальность.
*
Джерримендеринг по-молдавски.
*
Массаракш в Молдове.
*
Николай Тимофти и Мария-Антуанетта.
*
Наш ответ АЕИ.
*
Свобода слова в Молдове находится при смерти.
*
АЕИ и идея мажоритарной избирательной системы в Республике Молдова. Ч !.
*
АЕИ и идея мажоритарной избирательной системы в Республике Молдова. Ч 2.
*
Перепутье: своевременные мысли Александра Стурдзы. Ч. 1.
*
Перепутье: своевременные мысли Александра Стурдзы. Ч. 2.
*
Перепутье: своевременные мысли Александра Стурдзы. Ч. 3.
*
Политические репрессии в Молдове и ответственность Запада.
Лучше один раз увидеть...
*
Что в музыке тебе...
*
Монастыри Молдовы
*
Милый сердцу уголок
*
Уста рая
*
Археологические удачи Рашкова
*
Мой дом - моя крепость
*
СОХРАНИМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ!
 
Молдавский кэлушар и бразильская капоэйра: тайные танцевальные общества средневековой Молдовы

«А, танцы!», - нередко можно услышать нелестный отзыв представителя одного боевого искусства о другом. Особенно часто это раздается в адрес так называемых «внутренних стилей» китайского у-шу. Например, тайцзицюань.

    И это вполне понятно. Тайцзицюань - "кулак Великого Предела", как обычно переводят это емкое понятие, сегодня во многих случаях утрачивает как раз свою "кулачную" сущность. Его преподают как оздоровительную гимнастику, красочное шоу и просто как способ сформировать культуру движения - пластичного, очень красивого, с действительно танцевальной грацией.

     Подобный способ преподавания тайцзи порицается многими. Например, такой известный мастер тайцзи, как Вон Кью Кит, пишет, что тайцзи, если не изучать его именно как боевое искусство, не принесет и здоровья.

  Но, что интересно, тот же Вон Кью Кит, предостерегая против выхолащивания тайцзи, сравнивает такое «искалеченное» тайцзи… опять таки с танцами.

Между тем, танец и боевые искусства связаны изначально в культурах самых разных народов. Особенно заметна эта связь в культурах так называемых «примитивных» народов, где европейские этнографы и антропологи еще смогли увидеть далекое прошлое самих европейцев. И где воины перед боем танцуют, а танец их имитирует схватку с врагами.

Но даже и в тех культурах, где танец и боевые искусства разошлись достаточно далеко, через одно можно многое узнать о другом. И когда в 80-е годы прошлого века энтузиасты «языческого ренессанса» в России попытались реконструировать боевые искусства древних славян, они обратились в первую очередь к народным танцам.

И все-таки даже с учетом этой тесной связи танца и боевых искусств (сегодня, правда, изрядно утраченной), капоэйра очень выделяется в этом смысле.

Выделяется, поскольку именно танец стал философией капоэйры. Наверное, всем жителям Кишинева изрядно надоела реклама капоэйры. «Ты воин – и ты танцор. Ты танцор – и ты воин».

Что ж, прекрасно. Я думаю, капоэйра хороша даже в кишиневском варианте. Хотя невольно вспоминается один мой знакомый энтузиаст капоэйры: «…тренер там молодец, восемь лет боксом занимался!».

Но, интересно, кто в Кишиневе (я уж не говорю – за пределами Молдовы) знает, что совсем недавно в Молдове существовало свое боевое искусство – аналог капоэйры? Боевое искусство, так же неразрывно, как и капоэйра, связанное с танцем?

Или слышал хотя бы его название – кэлушар?

Увы, максимум наших знаний на эту тему составляет "трынта". Хотя, разумеется, недооценивать ее боевую эффективность вряд ли стоит – неслучайно в Молдове так хорошо прижились в свое время и самбо и дзюдо.

Но кэлушар – нечто совсем иное. И, в принципе, так же как и капоэйра, выходит за рамки боевого искусства. Впрочем, что нам известно о кэлушаре?

Я полагаю, лучше всего здесь просто привести рассказ Дмитрия Кантемира -  молдавского правителя, современника и сподвижника Петра I, взятый из его «Описания Молдавии».

«…. во время праздников исполняются танцы, связанные с суевериями. Они должны составляться из 7, 9 и вообще нечетного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушары. Собираются они один раз в год, одевшись в женское платье, на головы одевают венки, сплетенные из листьев полыни и украшенные другими цветами, и чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и закрывают лицо белым платком. Держат в руках обнаженные мечи, которыми могут пронзить любого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право дает им древний обычай, так что никто не может быть обвинен в убийстве человека. Предводитель такой группы называется старица, его помощник – примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски, до того, как увидит ее своими глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы.

Некоторые из них так мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли, и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течении 10 дней между вознесением Господним и Святой Троицей. В продолжении этого времени они ночуют только под покровом церкви, так как верят, что если остановятся в другом месте, то их начнут мучить ведьмы, которых они называют фрумосы.

Если толпа таких кэлушаров встретится в пути с другими плясунами, то между ними происходит схватка, и побежденные уступают дорогу, а после заключения мира побежденные открыто признают, что будут находиться в подчинении победителей в течении 9 лет. Если в такой схватке кого убьют, то не бывает никакого суда и убийца не привлекается к ответственности, кто бы он ни был.

Всякий, кто однажды был принят в такое сообщество танцоров, должен являться туда каждый год в течение 9 лет, ибо убежден, что если нарушит это обязательство, то его будут мучить фрумосы.

Суеверный простой народ приписывает кэлушарам способность изгонять застарелые, затяжные болезни. Лечение происходит следующим способом: положив больного на землю, они начинают свою пляску, и на определенном такте танца топчут лежащего с головы до пяток и под конец говорят ему шепотом на ухо определенные слова, специально для этого составленные, и заклинают болезнь выйти вон. Если повторяют это три раза в течении трех дней, то в большинстве случаев имеет место благоприятный исход, причем таким образом изгоняются без труда самые тяжелые болезни, перед которыми отступало искусство опытнейших врачей…».

Это краткий рассказ таит в себе бездну информации. И в первую очередь бросается в глаза еще одна параллель с капоэйрой – как и последняя в пору своего возникновения, кэлушар существует  в среде тайных танцевальных обществ. И так же, как капоэйра, кэлушар связан с обрядовой магией.

Что же такое кэлушар? Как, когда и откуда он возник у молдован? Какова его последующая судьба?

Ответ на эти и многие другие вопросы мы постараемся дать в одной из наших лекций, посвященных культурной антропологии Молдовы (смотрите раздел «Наши проекты»). В свою очередь, мы будем крайне благодарны всем, кто сможет сообщить нам что-либо по поводу кэлушара.

 

Алексей Романчук.